Этот пост крутился у меня в голове уже полгода, пора бы его наконец записать и перестать мучиться :)
Итак, на майские праздники мы с Женей и Ниной высадились десантом в Грузии, а именно в горном регионе Сванетия. У нас были планы походить по горам и качественно наесться хинкали.
Устроив себе базу в маленьком городке Местия, мы делали вылазки по его окрестностям.
С походного сайта мы распечатали описания нескольких маршрутов и потом уже на месте выбирали, какой из них пройти.
Все маршруты на удивление хорошо промаркированы, так что даже без GPS можно смело на них выдвигаться. Ну или по крайней мере мы так думали.
Сходив в предыдущий день ненапряжных 25 км до ледника Чалаади, наутро мы решили подняться на сказочно красивые озера Корульди.
Такие виды нам обещал интернет.
“Я поднялся туда за три часа в прошлом году” — сказал знакомый из Кутаиси.
“Да там наверху снегу по пояс, вы не пройдёте!” — сказал полицейский из Местии, у которого мы спросили дорогу.
“Фигня война, дойдём, докуда сможем” — сказали мы :)
Подъём был достаточно резким и кое-где перегороженным стратегически размещёнными на пути коровами, поэтому шли мы медленно.
В какой-то момент у Жени разболелось травмированное колено и она решила пойти вниз. Мы с Ниной продолжили путь. Договорились, что мы спустимся часа в 4 дня и Женя будет ждать нас дома.
Дорогу пересекали горные ручьи, попадались участки с осыпями. Внезапно мы вышли на настоящие альпийские луга.
Представьте, вокруг ни души, на горизонте заснеженные вершины. и вдруг прямо вам навстречу по яркой зеленой траве выходит белый конь… Красота неописуемая!
Тропа продолжала идти в гору, уже попадались участки лежалого снега на обочинах, но еще можно было пройти не замочив ног.
За очередным поворотом мы увидели впереди деревянный домик и две фигурки, суетившиеся возле огня.
Сначала подумали — пастухи, и даже понадеялись раздобыть там молока, но при ближайшем рассмотрении домик оказался заброшенным, а фигурки — детскими.
Тут же на тропе мы встретили туристическую группу. Они рассказали нам, что родители этих ребятишек утром ушли на озера и до сих пор не вернулись, а детям велели ждать их под навесом.
Группа оказалась сборной из разных городов Украины и России. Они шли по-серьезному, с запасом еды, палатками, теплой одеждой, и собирались на озерах ночевать.
Встретили мы их в момент рождения ноу-хау — из мусорных пакетов ребята делали бахилы, чтобы снег не попадал в обувь сверху. Я тоже обзавелась такой обновочкой, потому что впереди был один только снег да снег кругом, а выходя из теплой почти майской Местии мы к такому совсем не были готовы.
Вместе с группой мы поднялись до креста и видовой площадки на обрыве. Отдохнули, сфотографировались на память, потом ребята остались обедать, а мы пошли вперед по направлению к озёрам.
Тропа была размечена деревянными палками, воткнутыми в снег на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. План у нас был не слишком амбициозный — идти пока сможем идти.
Поднявшись на холм и обойдя еще пару заброшенных пастушьих хижин, мы оказались одни в этом снежном царстве.
Мы нашли относительно свежие следы, которые скорее всего оставили те самые загадочные родители, и пошли по ним, стараясь перемещаться между островками сухой почвы и по минимуму влезать в снег.
В какой-то момент следы взяли и кончились. То ли люди повернули обратно. то ли их украли инопланетяне, мы не знали.
Следопыт из меня не очень, поэтому “прочитать” что случилось на снегу я не могла. Зато в свое время много читала Джека Лондона, и теперь, очутившись в белом безмолвии, я мучилась самыми параноидальными мыслями.
А что если сейчас за бугром мы найдем этих родителей, съеденных волками? А что если они провалились под снег? А что если мы заблудимся, и так никогда и не спустимся вниз, как они?
Немного грела мысль, что за нами идет группа, и если что, не оставит нас в беде. Но вдруг они пойдут параллельным путём и нас не заметят?
Палки, отмечающие маршрут, остались позади, ветер доносил обрывки непонятных звуков, что тоже не способствовало поднятию моего боевого духа. При всём при этом мы продолжали идти вперёд.
За что я люблю Нину, ну кроме красоты, ума и легкости на подъём, так это за то, что когда мы вместе, мы превращаемся в маленького, но очень упрямого тяни-толкайчика.
“Слушай, ну надоело уже, и ноги промокли, какой в этом смысл?” — начинаю ныть я.
“Ну давай ещё на этот холм поднимемся, оттуда наверняка будет видно следующую метку” — не дает мне сдаться Нина.
“А может назад?” — робко предлагает Нина десять минут спустя?
“Ну давай уж вооон до того хребта дотянем, оттуда мы точно увидим озёра, если они вообще есть” — решаю не сдаваться я.
Через вечность и еще пять минуточек мы увидели знак. Не знак свыше, а всего лишь металлическую стрелку, но как же мы ей обрадовались!
Обняв ее как последний якорь стабильности в грозном снежном море, мы решили — а чего там, до озёр-то осталось совсем чуть-чуть. Понадевали все возможные одёжки, обвязались шарфами, подняли капюшоны и полезли наверх по хребту.
Занимательное ощущение, скажу я вам, когда слева у тебя обрыв, справа снежные поля неясной глубины, а ты идёшь между этим всем по тонкой полоске камушков и мхов, стараясь балансировать на ветру и не слишком часто втыкаться руками в снег, ибо холодно.
Где-то в этот прекрасный момент до меня дотянулись длинные руки цивилизации :)
Мне пришла смс от бухгалтера с небольшим, но очень срочным вопросом. Умилившись абсурдности ситуации, я конечно же присела на камушек и принялась сочинять ответ.
Может этим бесцеремонным вмешательством мы обидели духов гор, не знаю. Но до озёр мы так и не дошли.
Хребет превратился в склон, мох в снег, ничего похожего не озёра не было видно и близко. Сравнив расстояние, пройденное нами, и корявое гугл-транслейтовое описание маршрута, мы поняли, что озёра должны быть где-то совсем рядом, их просто не видно под снегом.
Боязливо окунув лапки в глубокий снег, мы решили повернуть-таки назад.
Оставив на снегу привет идущей за нами группе, мы начали спускаться и буквально сразу же на эту группу наткнулись. Они шли на всех парах, не выбирали участки посуше, как мы, а шпарили просто напрямик.
Обменявшись приветствиями, и поделившись нашими опасениями насчет озёр, мы разошлись в разные стороны. Решили идти по следам группы, чтобы сэкономить время и не слишком нервировать ждущую нас Женю.
Вы не поверите, но через пару сотен метров и эти следы мы тоже потеряли :) Не спрашивайте меня, как можно потерять свежайшие следы десятка человек, видимо, мы очень способные :)
Взамен мы нашли следы одинокого человека с собакой (или волком, кто их там разберет), но они уводили нас слишком влево.
Или не слишком, мы уже не понимали. Мы оказались как бы в снежной чаше, и во все стороны были одинаковые холмы, без каких-либо меток, так что все ориентиры мы уже потеряли. Мне все еще чудились крики о помощи несчастных родителей, и хотелось поскорее выбраться на твердую землю.
В общем я как безумный штурман решила отправить нас напрямик. Как обычно, “вот залезем на воон тот бугор, и сразу увидим землю”
Нина на правах первопроходца потопала вперед, и за несколько шагов до островка земли таки провалилась по пояс. Ох прав был дядя милиционер, зря мы его не послушали.
Уже почти сдавшись и мечтая повернуть назад и искать обходные пути, мы все-таки продрались через снег и почувствовали твердую почву под ногами. И даже увидели куда нам идти дальше. Спасение!
Позже Нина посетовала, что нужно было её сфотографировать в снежном плену.
“Ну да, и что бы ты мне ответила, предложи я тебе замереть, пока я фоткаю? “
“Нда, пожалуй ничего хорошего”.
Дальше всё было просто. Как на крыльях мы долетели до видовой площадки и немного передохнули там, заодно написав Жене смс, что мы живы, но будем чуть позже.
Когда спускались мимо первого заброшенного домика, детей там уже не оказалось. Это вселило надежду, что родители все-таки спустились с гор и забрали их.
Белый конь и стратегические коровы тоже куда-то подевались, так что вниз мы спустились без приключений. И сразу же на краю Местии встретили счастливое семейство — несъеденных волком родителей и их непотерянных детей. Оказывается, они тоже почти дошли до озёр, и вернулись, увидев, что те под снегом, но шли по какому-то короткому пути, поэтому с нами не встретились.
У меня прямо гора с плеч свалилась. В очередной раз сообщив своей паранойе, что она была не права, я думала, что этот день уже не сможет стать лучше и интереснее.
Однако в наше отсутствие Женя тоже не теряла времени зря. Она познакомилась с дружеской компашкой из России, нашла кафе, где готовят мятный чай и картофельное пюре с сыром, и даже договорилась, что мы придем туда ужинать.
Каково же было наше удивление, когда на втором чайнике мятного чая в дверь ввалились люди с большими рюкзаками и усталыми лицами — наша знакомая тургруппа!
Оказывается, они таки дошли до озёр, и их инструктор даже набрал там воды, но в процессе провалился под снег почти в полный рост. Естественно, ночевать в таких условиях народ не захотел, и после небольшого бунта в рядах бойцов было решено всем спуститься обратно в Местию.
Остаток вечера прошел за разговорами и домашним вином от грузинской бабушки по имени Женя, хозяйки кафе. Мы не расходились, пока бабушка Женя не начала засыпать сидя, но потом всё же пожалели её и отправились по домам.
Хорошо, что всё закончилось благополучно и все вернулись целыми.
И да, дарю совет, проверенный на собственной шкуре: если в описании туристического маршрута написано “проходИм с июня по сентябрь”, то ломиться туда 30 апреля, возможно, не стоит :)
Ну если только вам позарез не нужна хорошая история :)
Оляяя!!! это супер!! ты талант!))) клёво будет почитать это через некоторое время!
Ага, почитать и всплакнуть «как молоды мы были!» :) Спасибо
Круто круто! Вспомнились наши походы зимой по Демеру. Но Кавказ — это намного серьезней!
Даа, Кавказ это прям горы-горы, там всё по взаправдашнему.
Шикарная концовка! Надо запомнить про стратегических коров, тяни-толкайчика и длинные руки цивилизации в лице скорей всего Нади ;)
Спасибо :) Длинные руки цивилизации были в лице Оксаны, но ты почти угадала :)